Норвегия
I. КРАТКАЯ СПРАВКА. Норвегия (Королевство Норвегия) - государство на Севере Европы, занимающее западную и северную части Скандинавского п-ова. Территория - 324 тыс. кв. км. ; вместе с архипелагом Шпицберген, о-вом Ян-Майен и др. - 387 тыс. кв. км. Население - более 4,1 млн., норвежцы (98%) , саамы, квены, финны, шведы и др. Столица - Осло. Государственный язык норвежский. Государственную самостоятельность Норвегия обрела в 1905 году. В послевоенный период политический курс Норвегии в основном определяется ее участием в НАТО (с 1949 г.) и направлен на тесное политическое и военно-экономическое сотрудничество с ведущими державами этого блока (США, Великобританией, Германией) . Отношения Норвегии с ЕЭС регулируются соглашением о свободной торговле (1973г.) . Норвегия - конституционная монархия. Глава государства - король. Высший законодательный орган - стортинг (парламент) . Исполнительную власть осуществляет назначаемое королем правительство. Норвегия - индустриально-аграрная страна с высоким удельным весом в экономике энергоемких отраслей промышленности, а также судоходства, рыболовного промысла и в последние годы - нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Господствующее положение в экономике занимает частнокапиталистический сектор. В послевоенный период в стране происходит интенсивный процесс концентрации капитала. На крупные предприятия (500 и более занятых) , составляющие 1% общего числа промышленных предприятий (82% предприятий - мелкие, с числом занятых до 50 человек) , приходится около 25% всех занятых; 3 крупнейших банка контролируют около 60% банковского капитала. Концентрация производства сопровождается исчезновением большого числа мелких и средних предприятий. Сокращается также количество мелких фермерских хозяйств. Постоянно усиливается проникновение в страну иностранного капитала, главным образом американского, английского, шведского (преимущественно в отрасли нефтяной промышленности и судоходство) . Норвегия располагает большими запасами гидроэнергии, леса (продуктивный лес занимает 23,3% территории) , месторождениями железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, гранита, мрамора и др. Достоверные запасы нефти составляют более 800 млн. т., природного газа - 1210 млрд. кубических метров. Ведущие отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтехимическая, электрометаллургическая, радиоэлектронная, горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, судостроительная. Норвегия занимает ведущие места по производству электроэнергии на душу населения, производству целлюлозно-бумажной массы, алюминия и ферросплавов. В сельском хозяйстве преобладают мелкие фермерские хозяйства (до 10 га земли) . Распространена производственно-сбытовая кооперация. Ведущая отрасль - интенсивное животноводство мясо-молочного направления. Развито овцеводство. Сельскохозяйственными продуктами собственного производства обеспечивает себя примерно на 40%. Важное место в экономике занимает рыболовство (по экспорту рыбопродуктов - второе место в мире) и лесоводство. Основной вид транспорта - морской. Более 90% тоннажа торгового флота занято на международных перевозках по иностранным фрахтам. Норвегия стоит на одном из первых мест в мире по внутренним перевозкам пассажиров на самолетах (в расчете на душу населения) . Железные дороги (государственные, 50% - электрифицировано) 4,24 км., автодороги 79,8 тыс. км. Важную роль играет внешняя торговля. За счет импорта покрываются потребности в некоторых видах минерального топлива, бокситах, железной, марганцевой и хромовых рудах, автомобилях и др. Экспорт: продукция нефтедобывающей, нефтехимической, лесообрабатывающей, электрохимической, электрометаллургической промышленности, продовольствие. Главные внешнеторговые партнеры: Великобритания, Швеция, Германия. Денежная единица - крона. ШПИЦБЕРГЕН- архипелаг за полярным кругом. Территория - 62 тыс. кв. км. В архипелаге свыше 1 тысячи островов. Коренного населения нет. Шпицберген вместе с расположенным к югу от него островом Медвежий образуют административный округ Норвегии Свальбард, которым управляет губернатор назначаемый королем Норвегии. До 1920 года архипелаг был "ничейной землей". В феврале 1920 года в Париже представители ряда европейских государств, США и Японии подписали международный договор, устанавливающий над Шпицбергеном суверинетет Норвегии. В соответствии с данным договором запрещается использование архипелага в военных целях. 60% территории архипелага покрыто льдами. Из полезных ископаемых промышленное значение имеет только каменный уголь. В водах архипелага водится треска, палтус, пикша, гренландский тюлень, нерпа, белуха; на островах - белый медведь, песец, олень. Однако рыболовство и охота ведутся в ограниченных количествах. Связь Шпицбегрена осуществляется морским путем через порты Тромсе и Мурманск, с 1947 года между Норвегией и Шпицбергеном установлено регулярное воздушное сообщение. II. СОТРУДНИЧЕСТВО НОРВЕГИИ И РОССИИ. БАРЕНЦЕВО СОТРУДНИЧЕСТВО было официально оформлено 11 января 1993 года в Киркенесе принятием соответствующей декларации конференцией министров иностранных дел Баренцева Евро-Арктического региона. Во многом оно представляет собой маленькую революцию в нашем восприятии окружающего мира и имеющихся у нас возможностях развития. Для всех, кто родился после окончания второй мировой войны налаживание с нашими российскими соседями отношений, которые напоминают наши связи с другими соседними странами, является новаторским делом. Все мы - дети холодной войны, того времени, когда Баренцев регион назывался северным флангом, а граница между Норвегией и Россией была границей между НАТО и ОВД и между двумя весьма различными общественными системами. Сегодня есть возможность развивать контакты с соседями так, как это было немыслимо всего несколько лет назад. В экономической области потому, что торговля с Россией может способствовать позитивному экономическому развитию. В области охраны окружающей среды - поскольку мы наконец-то подступили к тому, как в России обращаются с опасными отходами и как попадают вредные вещества в почву, атмосферу и в воду, можно это изучать и воздействовать на процесс. Россия ослабленная страна, для которой характерны экономические проблемы и политическая нестабильность. Мы не знаем, какова будет политика России через десять лет, даже через десять месяцев или через десять дней. Россия может стать добрым партнером в деле сотрудничества и источником позитивного развития для Норвегии, но впереди видны также и опасные признаки. Поэтому необходимо наладить прочные связи между обоими обществами, создать климат сотрудничества, который существовал бы даже при откатах в процессе российских реформ. Баренцев регион - регион возможностей. Здесь в большом количестве имеются необходимые ресурсы: рыба, нефть и газ, минеральное сырье, лес и прочее. Пока эти возможности реализуются лишь в малой степени. По причинам политического порядка затруднено разумное и рациональное использование крупных природных ресурсов на территории России и управление ими. Природе нанесен большой ущерб, недостаточно развита инфраструктура, хозяйство и структура экономики нуждаются в преобразовании, модернизации и придании ей эффективности. До сих пор отсутствовала возможность связать воедино ресурсы, экономику, экспертные знания и рынки, находящиеся по восточную и западную стороны границы. Процесс политических и экономических реформ в странах Восточной Европы оказался трудным и длительным. Старые структуры рухнули быстрее, чем удалось создать новые. В результате произошло резкое падение производства, снизился жизненный уровень и возникла безработица. Некоторые из стран быстро приступили к проведению реформ (Венгрия, Польша, Чешская Республика) . Другим странам еще предстоят болезненные преобразования, если они хотят достичь поставленных целей в области рыночной экономики. В большой степени это верно и для России. Общим для восточноевропейских стран является то, что их экономическое развитие отстало от политического. Были быстро образованы новые демократические политические структуры, хотя не всегда удается обеспечить их функционирование в соответствии с предназначением. В то же время требуются большая решимость и терпение для проведения реструктуризации экономики, с тем, чтобы в условиях отсутствия права на частную собственность перейти от централизованно управляемой системы к формированию более или менее рыночной экономической системы, основанной на спросе и предложении. Что может норвежская экономика предложить России и странам Восточной Европы? До сих пор основной упор делался на торговлю товарами. При расчетах наличностью такая торговля менее подвержена воздействию особых проблем, имеющихся в России, чем то, что связано с инвестициями. Ныне открываются возможности установления между норвежской и российской экономиками гораздо более тесных и прочных связей. В качестве центральной области осуществления проектов сотрудничества вырисовывается рыболовство. Крупные поставки российской трески норвежскими рыбохозяйственными компаниями рыбоперерабатывающим предприятиям позволили установить между ними важные связи. Норвежские предприятия обладают большим опытом также в том, что касается поставок оборудования для рыбопромыслового флота, а также в других сферах производства. Реорганизация в России бывших государственных рыбохозяйственных компаний и колхозов подтолкнула норвежскую и российскую стороны к весьма отрадному и полезному для обеих сторон сотрудничеству. Энергетика - еще одна область, которая отмечена динамизмом и в которой норвежская экономика занимает особо порочные позиции. Как известно, Россия испытывает большую потребность в развитии своей энергетики в целях достижения большей эффективности производства. В нефтегазовой отрасли Северо-Запада России имеется большой неиспользованный потенциал, задействование которого потребует значительных экспертных знаний, инвестиций и поставок оборудования. Крупные задачи стоят и в области электроснабжения, придания эффективности рынкам сбыта, технического совершенствования и экономии энергии. Норвегия располагает весьма конкурентноспособной промышленностью, связанной с деятельностью на море. Это относится к предприятиям в области как судоходства и судостроения, так и поставок оборудования, проведении исследований. Для экономического сотрудничества между этими отраслями двух стран должна существовать хорошая основа. Близость Норвегии к Северо-Западной России, схожесть климатических и почвенных условий создают благоприятные предпосылки для развития сотрудничества в области сельского хозяйства. Предприятия АПК Северной Норвегии обладают опытом, который может быть весьма полезен для Северо-Западной России, например в том, что касается обработки, переработки и распространения сельхозпродукции. Норвежские предприятия имеют хорошие исходные позиции в таких важных отраслях, как строительство, эксплуатация шахт и добыча минеральных ресурсов, а также, не в последнюю очередь, в информатике. Сильной стороной норвежской экономики является ее способность сочетать многие функции в отдельных отраслях, в которых имеются своего рода комплексы предприятий, дополняющие друг друга в производстве, сервисе, финансировании, страховании, маркетинге, исследованиях и разработках. Норвежская экономика, имея такие комплексы, особенно в области энергетики, рыболовства, судоходства, судостроения, металургии и деревопереработки, обладает особо выгодными исходными позициями в плане оказания конструктивного содействия преобразованиям и придания эффективности экономике России. Есть основания полагать, что по мере достижения результатов в проведении экономических реформ в странах востоной Европы показатели по торговым операциям с Норвегией будут возрастать. Россия еще не достигла такого уровня развития, что объясняется рядом обстоятельств. Однако многое проистекает из того, что начавшиеся преобразования условий экономической деятельности все еще не продвинулись достаточно далеко. III. ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ НОРВЕЖСКО-РОССИЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Норвегии в Росcии связана с большим риском и крупными проблемами. К таким проблемам можно отнести следующие: -государственное управление малоэффективно, -юридическая и правовая база, в том числе налоговое законодательство, слишком нестабильна, -государственное управление и правоохранительный аппарат лишь в малой степени внушают уверенность и гарантируют правовую защиту, -может значительно усилиться инфляция, -в крупных масштабах растут коррупция и преступность, -слишком плохо функционирует рынок в условиях, когда распадается старая система товарообмена, -банковская система, в том что касается обслуживания расчетов и обеспечения кредитами, развита слабо, -существует нехватка собственного капитала, -слишком слабо развиты государственные службы и инфраструктура, -существуют большие различия между западным и восточным представлениями о предпринимательской деятельности, -имеются противоречия в компетенции и неясность в отношении того, кто является собственником ресурсов - республики или регионы и т.д. Для норвежской стороны существуют также дополнительные трудности, связанные с традиционной ориентацией экономики на Запад. Учитывая сложившуюся ситуацию, сотрудничество с Россией требует длительной подготовки и глубокого знания местных условий. Необходимо повысить уровень знания политических, экономических, языковых и культурных связей со стороны норвежских участников хозяйственной деятельности и органов государственного управления. Одним из настоящих пробных камней в развитии сотрудничества будут устранение препятствий для торговли в регионе и работа по стимулированию торговли и экономического сотрудничества. Речь идет не только о наработке крупных проектов сотрудничества между центральными и региональными органами государственной власти, а о предоставлении экономическим связям и человеческим контактам возможностей и пространства для развития. Между российскими и норвежскими законами и правилами существуют большие различия, и необходимо накапливать знания и понимание правовых систем друг друга. Также предстоит проделать большую работу в части расширения сети соглашений о разрешениях, визах, приглашениях на работу и т.д. Необходимо выработать разумные решения, касающиеся охраны здоровья норвежцев в России и русских в Норвегии, функционирования спасательных служб, страхования и прочего. В целом, указанные выше проблемы, с которыми норвежские предприниматели сталкиваются в России, превращают их активность в трудное, дорогостоящее и рискованное дело. Норвежские власти через Программу действий для Восточной Европы выделили сравнительно крупные средства. Приоритет отдается проектам в Северо-Западной России. Хорошо известно, что частный рынок финансов не совсем готов брать на себя риск. Вследствие этого получается, что достаточно подготовленные проекты, в том числе с помощью государства, из-за отсутствия достаточного финансирования уходят "в песок". Пока нельзя сказать, что найдено какое-либо общее решение этой проблемы. В Норвегии и в мире в целом имеется ряд разных способов уменьшения трудностей в сфере финансирования. В Норвегии существует порядок гарантирования экспортных кредитов и инвестиций, применяются другие меры. В международном плане действуют много фондов и инвестиционных программ северных стран. Прежде всего многостороннее финансирование ведется через Европейский банк реконструкции и развития и Международный банк реконструкции и развития. Многое из этого ново и сравнительно слабо развито. Норвегия стремится к тому, чтобы многостороннее финансирование было организовано с учетом ее положения. Вырисовывается и ряд проблем с информационным обеспечением. В частности, необходимо знакомить норвежские предприятия с различными схемами финансирования и предоставлять информацию и соответствующие консультационные услуги. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ. Поскольку речь идет об экономической деятельности, то имеет смысл рассмотреть необходимость такого развития, которое может вынести природа. Экономическое развитие должно быть устойчивым, прежде всего в арктических районах, где природа особо уязвима. Большая открытость в России принесла с собой больше информации и повышенное сознание экологических проблем. В Северо-Западной России имеется много устрашающих примеров того, куда заводит промышленная и военная деятельность, не принимающая во внимание человека и окружающую среду. В российской части Баренцева региона имеются крупные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Многие из них - результат старых прегрешений, однако продолжается поступление в больших масштабах загрязняющих веществ в воздух, воду и почву. В бывшем Советском Союзе флот использовал атомные реакторы при том, что отсутствовали удовлетворительные установки для обработки и хранения радиоактивных отходов (РАО) , включая отработанное урановое топливо. Из Белой книги, выпущенной Россией, следует, что у восточного берега Новой Земли было сброшено всего 17 атомных реакторов, причем 7 из них - с высокоактивным урановым топливом. Кроме того в море сброшено большое количество низкоактивных жидких РАО, такой сброс продолжается, поскольку Северный флот России не имеет установок для обработки отходов на суше. В сотрудничестве с Российскими властями Норвегия приступила к изучению возможных источников радиоактивного загрязнения северных регионов. До сих пор основным источником радиоактивного загрязнения на Севере было выпадание осадков после ядерных испытаний. Эти испытания загубили обширные территории на Новой Земле на тысячи лет вперед. В последние годы можно было убедиться, что после испытаний 50-х и 60-х годов уязвимая природа Севера во многом сумела восстановиться. Но мы должны обязательно избежать проведения новых испытаний в данном регионе. Производство, складирование и ликвидация ядерного оружия представляет еще одну проблему. Международные договоры обязывают стороны сократить его арсеналы. Таким образом, это оружие должно уничтожаться. Это технически сложное и дорогостоящее дело, которое может иметь серьезные последствия для окружающей среды. Это же можно сказать применительно к договору об уничтожении химических вооружений. В международных органах рассматривается вопрос о предоставлении России необходимой технической помощи. Помимо проблем загрязнения, связанных с радиоактивными материалами, существуют и другие. Норвегию в первую очередь затрагивают выбросы двуокиси серы с металургических комбинатов в Никеле и Мончегорске, так называемые на Западе "облака смерти". В настоящее время уже приступили к норвежско-российскому сотрудничеству в деле модернизации этих комбинатов, и норвежская сторона готова оказать содействие значительными средствами, если Россия выберет экологически оправданный вариант решения. В целом нужно сказать, что за решение экологических проблем отвечают прежде всего власти той страны, где возникли эти проблемы, и осуществление необходимых мер должно финансироваться в основном самой этой страной. Северо-Западная Россия поставлена в особое положение тем, что ее проблемы столь серьезны и столь масштабны. Чтобы иметь основания надеяться на нахождение хороших решений, необходима иностранная помощь. IV. СПЕЦИФИКА БАРЕНЦЕВА РЕГИОНА В ЕВРОПЕ. Баренцев регион займет важное место в политике Европейского союза в отношении России. Уже с 1 января 1994 года норвежская и финская границы с Россией стали стали единственной границей между Россией и Европейским экономическим пространством, его внутренним рынком. В этом контексте страны Северной Европы, и особенно их самые северные регионы, займут важные позиции в качестве связующих звеньев между Востоком и Западом. Интерес ЕС к особым проблемам на Севере не проявляется автоматически, вне зависимости от того, состоят ли страны Баренцева региона в ЕС или нет. Вопрос об интересе и готовности ЕС задействовать ресурсы для развития Баренцева региона в большой степени будет зависеть от вопроса о членстве Северных стран в Союзе. Норвегия, Швеция, Финляндия и Австрия обратились в ЕС с просьбой принять их. Это безусловно предполагает перемены как для Северных стран, так и для ЕС. Если референдумы в этих странах дадут позитивный результат, то, помимо Дании, в ЕС будут представлены три Северные страны. Это означает смещение центра тяжести в деятельности ЕС к северу. В экономику, окружающую среду и инфраструктуру Баренцева региона требуется вложить крупные инвестиции, причем большие, чем могут дать Северные страны и Россия. Проблемы заключаются в том, что сходные задачи имеются и в других регионах. В этой связи Европе нужно определиться с приоритетами. Во главу угла Баренцев регион хотят поставить прежде всего Северные страны, и лишь Норвегия намерена отдать больший приоритет сотрудничеству с Северо-Западной Россией, чем со странами Балтии. Для этого есть географические и исторические причины. Суть в том, Баренцев регион никогда не получит высокой приоритетности в Европейском союзе, пока в его составе не будет страны, географически непосредственно прилегающей к этому региону. Это относится как к политическим приоритетам, так и - в совершенно конкретном плане - к доступу к средствам поддержки и фондам развития, например в областях охраны окружающей среды, регионального развития и поддержки экономического развития. Проблему Баренцева региона а Европе необходимо смотреть с двух сторон, поскольку, с точки зрения Востока, России, Баренцев регион имеет европейское измерение. Здесь, по словам министра иностранных дел А. В. Козырева, Россия открыла "окно в Европу". Норвежские власти по многим причинам придают большое значение развитию Баренцева региона. Это один из районов, в котором холодная война была особо холодной. Лучший способ предотвратить появление нового недоверия и конфликтов - это взаимно налаживать долговременное и обязывающее сотрудничество между норвежскими и российскими обществами во всех важных областях жизни. Развитие официального сотрудничества в Баренцевом регионе на правительственном уровне и на областном уровне является элементом этой стратегии. Двухсторонние российско-норвежские отношения являются частью официального сотрудничества, поскольку оно охватывает многие другие страны и развивается на основе особых задач, зафиксированных в упомянутой выше киркенесской декларации. Это сотрудничество также содержит экономико-политические элементы. Главным является обеспечение перспективного и стабильного позитивного развития в данном регионе и имеются исторические возможности, открывающиеся благодаря реформам в России. Баренцев регион имеет свою историю, и важной отправной точкой сотрудничества является то, что эта история у нас общая. Однако прежде всего у нас совместное будущее. Это будущее должно обеспечивать потребность людей в надежной жизни. Во времена "равновесия страха" и холодной войны люди на Востоке и на Западе были друг для друга чужими. Теперь мы работаем над нормализацией отношений и сбалансированным взаимовыгодным сотрудничеством. У норвежцев есть поговорка: "Через сто лет все быльем порастет". Действительно, в контексте вечности большая часть наших дел будет казаться мелкой и незначительной. Но никто не сможет сказать, что мы не использовали открывшиеся возможности, что мы не пытались создать новое и лучшее бытие, когда наступила историческая оттепель. Таким образом напрашивается логический вывод рассмотренного геополитического положения Норвегии, который состоит в том, несмотря на некоторые особенности двух стран, оба правительства должны найти оптимальные варианты решения общих важных проблем, касающихся народов Норвегии и России. Таков поступательный закон истории. Литература: Географический энциклопедический словарь (Москва 1984 г.) Экономическая география зарубежных стран (Москва 1992 г.) Страны Мира. Справочники (1992-1993 гг.) Журналы: Международная жизнь (1991-1994) Международная Экономика и Международные Отношения (1991-1993) Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |